14 Октября Пн
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Уберизация и маркетплейсы: простыми словами о новых трендах в экономике

Уберизация и маркетплейсы: простыми словами о новых трендах  в экономике


     Кандидат экономических наук о новых трендах в экономике


     Современный человек живет в мире постоянно меняющих технологий. По-рой многие из нас не успевают за происходящими переменами не только в науке, политике, общественных процессах, но и в обычной бытовой жизни. Поскольку экономика последних десятилетий называется специалистами экономикой потребления, то и все новшества и новинки в нашей жизни направлены на увеличение и расширение использования различных предметов. Особую роль в этом потреблении последних десятилетий сыграл интернет, развитие цифровых технологий, электронной коммерции.

     Получение товаров и услуг посредством интеренета, электронных покупок сегодня получает все большее распространение. Несмотря на то, что молодое поколение - поколение Z, можно сказать, родившиеся с гаджетами в руках и постоянно вовлеченное в Интернет-пространство, опережают прежние поколения по степени освоения различных технологических новинок, все больше людей разного возраста осваивают инструменты электронной коммерции с помощью различных приложений или сервисов в своих телефонах и компьютерах.

     Одним из главных трендов развития электронной коммерции с 2016 года является модель Uber или уберизация. Этот термин произошёл от названия американской компании Uber, которая в 2009 году разработала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Этот термин достаточно быстро из обозначения сервиса такси превратился в экономическую категорию, которая сегодня характеризует изменение традиционных принципов управления услугами и операциями и перенос их на специальные электронные площадки (платформы). Использование модели уберизации бизнеса обязывает современные компании изменить процесс взаимодействия с партнерами (участниками рынка) путем внедрения информационных технологий, разработки собственных информационных платформ и мобильного приложения для прямого общения покупателей и продавцов.

     Основой уберизационной бизнес-модели выступает маркетплейс. Маркетплейс является информационным посредником между продавцами и потенциальными клиентами, которые в одном месте могут выбрать и сравнить предложения, ознакомиться с отзывами о продукции. По существу, маркетплейс – это тот же рынок, но в онлайн-среде.

     Большинство из нас пользуются услугами этих самых маркетплейсов с помощью своих смартфонов и прочих гаджетов, устанавливая различные сервисы, приложения. Наиболее известным маркетплейсом для большинства людей в мире, конечно, является китайский рынок AliExpress, охватывающий более 50% всей розничной торговли в мировой экономике.

     Маркетплейсы можно разделить на разные группы. Наиболее популярной классификацией для потребителя является разделение на категории товаров и услуг: товары; услуги; информация; инвестиции и краудфандинг.

     Рассмотрим некоторые примеры использования различными мировыми и отечественными компаниями маркетплейсов. Организации, предлагающие категорию товаров – самая большая: здесь и китайский AliExpress, и американский eBay, и российские Wildberries, Ozon, BlaBlaCar и другие. Даже магазины приложений от Apple и Android – тоже маркетплейсы. Интересным проектом стал маркетплейс товаров Беру – совместная разработка Яндекс.Маркета и Сбербанка. Условия ис-пользования платформы достаточно прозрачные, для поставщиков есть свой справочный раздел с документацией. К информационным маркетплейсам относят YouTube, Soundcloud и Spotify, где множество пользователей могут делиться контентом и просматривать/прослушивать его. К категории инвестиций и фандрайзинга можно отнести зарубежный портал для краудфандинга Kickstarter и российский аналог Планета.ру, а также маркетплейс Indiegogo, где люди продают продукты, сделанные своими руками.

     Российский рынок онлайн-торговли и развития маркетплейсов несколько от-стает от мирового, однако, скорость и масштабы распространения этой технологии набирают свои обороты.

     В целом, широта охвата аудитории подобными электронными инструментами рынка впечатляет, например, Ozon аудитория - до 1,2 млн. чел, Wildberries - 2 млн. чел в сутки, а китайский Alibaba – до 525 млн. чел в месяц. Можно представить какие безграничные возможности открывают маркетплейсы перед бизнес-сообществом и потребителями. Однако не стоит думать, что создать эффективный маркетплейс легко и он будет приносить сразу огромную выгоду. Актуальной является проблема наличия большой платежеспособной аудитории для формирования клиентской базы, а также никто не отменял необходимость сформировать уникальное торговое предложение, которое объяснит, чем ваш маркетплейс лучше остальных.

     Подведем небольшой итог. Для уберизации характерно применение цифровых технологий, высокая скорость обработки информации и автоматизация большинства процессов. Для расширения клиентской базы за счет максимального охвата аудитории потребителей и минимизации расходов создаются мобильные платформы (например, по быстрому поиску пользователями свободных транс-портных средств для поездок в нужном направлении, или свободных гостиничных номеров для проживания). Это позволяет напрямую сводить покупателей и поставщиков услуг, сократить эксплуатационные расходы. Очевидные преимущества для предприятий, которые хотели бы расширить свои возможности присутствия на рынке и привлечь дополнительно клиентов, экономя при этом на затратах.

     Для потребителя уберизация также дает много плюсов. Положительной характеристикой маркетплейсов является возможность систематизации информации о товарах – пользователю остаётся только выбрать из бесчисленного множества предложений то, которое понравится больше остальных. Маркетплейсы создаются в самых разных сферах – от покупки товаров и поиска авиабилетов до медицины и финансов, – что позволяет нам с вами даже не выходить из дома, решая все свои потребительские проблемы посредством соответствующих сервисов. Перефразируя фразу из известного фильма «В джинсы уже облачаются даже самые отсталые слои населения», мы смело можем сказать, что технологию маркетплейсов используют различные категории людей, независимо от возраста, образа жизни и статуса. Конечно, применение технологических инноваций современными организациями имеет и свои минусы, но потребитель чаще всего выигрывает.


     Мария Гурина 

     Кандидат экономических наук, 
     доцент кафедры «Государственная, 
     муниципальная служба и менеджмент» Липецкого филиала РАНХиГС
Социальные комментарии Cackle